Винный погреб

А как бы Вы ответили на вопрос Воланда: «Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?». Лёгкость белого сухого в жаркий летний день, рубиновые всполохи сухого красного к скворчащему мясу, золотистый огонь конька к нежнейшим персикам, ледяную прозрачность водки к жульену из душистых трюфелей... Надо лишь помнить, как написал некогда великий Иоганн Вольфганг Гёте:

«Но если уж придётся пить – пей доброе вино.
И смех, и грех
– гореть в аду за то, что ты лакал бурду».

Цвет бедра испуганной нимфы, селадон, вермильон и другие…
 
 
Несравненное удовольствие!
 
 
Пылающее вино
 
 

Моё знакомство с цветом началось в раннем детстве, когда один из моих дедушек, военный офтальмолог, произнёс как-то: «Этот закат цвета бордосского вина!». Что такое вино и какой это цвет – «бордосский», и вообще, что за слово такое – «бордосский», я тогда не знала по причине своего совершенно неприличного малолетства. Но глядя на закат, я запомнила этот насыщенный цвет, а когда впервые увидела французское бордо, рубиновыми звёздами играющее в бокале, поняла, о чём говорил мой дед.

Следующим эпохальным моментом в постижении цветовой палитры мира стал небольшой отрывок в бессмертном романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Описывая старушек, которых увидел Остап Бендер в доме голубого воришки Альхена, они написали: «В первой же комнате, светлой и просторной, сидели в кружок десятка полтора старушек в платьях из наидешёвейшего туальденора мышиного цвета». Какого цвета «мышиный цвет» я знала, но вот что такое «туальденор»? В том нежном возрасте, в котором я впервые читала великий роман, я ещё не знала, что существуют словари, в которых можно найти ответы почти на все вопросы. Прошло время и мой мозг «дорос» до осознания такого простого действия, как протянуть руку к книжной полке, взять словарь и узнать всё, что хочется. Так я и узнала, что туальденор – это ткань, в которой чёрные и белые нити, переплетаясь, создают эффект серого цвета. А потом узнала, что название ткани стало именем собственным, перешло в название цвета и часто используется с издёвкой. С тех пор фраза «весёленького туальденорового цвета» при описании всего серого и невзрачного прочно вошла в мой лексикон.

А потом были цвета букв Владимира Набокова, «цвет нездорового испанца» Ростана, милый «кардинал на соломе», «блоха в родильной горячке»... Много лет поводом для всевозможных шуток был «цвет бедра испуганной нимфы». Если Вы видели нимфу, то знаете, какого она цвета. А теперь попробуйте испугать её. Какого цвета станут её бёдра? Вот-вот!

Один гарный хлопец в своё время зело доставал меня своей любовью к «сильфириновому» цвету. Он мечтал выложить стены своей ванной комнаты сильфириновым кафелем, любил сильфириновые чулки, рассказывал, какого великолепного сильфиринового оттенка был галстук, увиденный им пару дней назад в очередном модном лабазе… Много позже я узнала, что правильное написание слова «сОльферино».

Известный австрийский философ ХХ века Людвиг Витгенштейн говорил, что «цвет побуждает нас философствовать». Над разгадкой физической природы цвета и биологической способностью человека распознавать различные цветовые оттенки учёные ломали голову в течение многих столетий. Последние исследования в этой области доказали, что за такую способность отвечает у человека целый десяток так называемых «пигментных» генов, составляющих определённый набор, индивидуальный для каждого. Именно поэтому два человека, глядя на один и тот же предмет, могут воспринимать его цвет по-разному.

Антропологи Брент Берлин и Пол Кей в шестидесятые годы ХХ века обосновали теорию о том, что основных названий цвета в любом развитом языке всего одиннадцать. По их мнению, существует семь стадий развития цветовой терминологии, отражающих последовательность появления каждого слова. На первой стадии появляются только два базовых обозначения: белыйчёрный. На второй к ним присоединяется обозначение красного цвета. На третьей-пятой стадиях добавляется по одному слову из трех: синий, зелёный и жёлтый (для разных языков последовательность развития этих трёх цветообозначений может быть различной). На шестой стадии всегда возникает обозначение коричневого. А высшая, седьмая стадия, всегда ознаменована появлением сразу четырёх номинаций: розовый, оранжевый, фиолетовый и серый. В русском языке, по мнению многих исследователей наименований цвета, к гамме основных следует причислить ещё и голубой цвет. и

С развитием языка происходит и развитие системы цветообозначений. К рубежу ХХ-ХХI веков в словарном запасе русского языка сформировалось множество наименований для обозначения оттенков, например, голубого цвета: это и берлинская лазурь, и блераймондовый, и бусый, и жандарм, и лазоревый, и таусинный, и электрик… Многие из этих наименований сегодня уже не употребляются или употребляются крайне редко. И при чтении классической литературы современный читатель, порой, заходит в тупик, читая, например, такие строки в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети»: «Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета». У современного человека слово «дикий» никак не ассоциируется с характеристикой «изящный». Но всё просто: во времена Тургенева прилагательное «дикий» обозначало модный цвет – серый со стальным оттенком или сочетание светло-серого и бледно-голубого.

Много лет продолжая читать произведения разных авторов, я постоянно натыкалась на незнакомые названия цветов. Некоторые были узнаваемы по определению, некоторые приходилось долго разыскивать по словарям. В некоторой степени помог и интернет. Список цветов, приведённый ниже – скромная попытка систематизировать в одном файле всё, что я нашла на эту тему. Это в основном устаревшие, не использующиеся, или мало использующие в современности названия, так как современные названия более просты и их можно найти в массе справочников.

Ни в коем случае не претендуя на лавры Даля, надеюсь, что сей скромный труд поможет вам раскрасить мир в большее количество цветов, нежели традиционные «жёлтый-синий-красный-зелёный». Я также постаралась выстроить названия максимально в соответствии с русским алфавитом, но ежели где у буковок случилась амнезия и они «забыли» своё место – не серчайте слишком сильно. Нелёгкая это работа – из болота тащить бегемота… Да и цветные плашки, которые поставлены после некоторых названий, вполне могут не соответствовать истине в мельчайших подробностях: личное восприятие и разное цветоотображение компьютерных экранов делают своё дело хорошо, не говоря уже о том, что найти сегодня точное соответствие, например, цвету «московского пожара» несколько затруднительно… Но эти цветные плашки хоть в какой-то мере дают представление обо всём цветовом разнообразии.

А

АВАНТЮРИН – от авантюрин, серебристо-чёрный, чёрный с металлическим блеском. Минерал, разновидность кварца, желтоватого, буровато-красного или зелёного цвета, пронизанный блестками мельчайших включений слюды. Открыт случайно (per aventura) в 1750 году. От фр. aventurine – aventure – приключение.

АВРОРА – розово-красный.

АДЕЛАИДА, АДЕЛАИДИН – красный, с оттенком лилового; красный оттенок синего или лилового цвета, близкий к пурпурному. В некоторых других источниках – тёмно-синий. От «Аделаида» (др.-герм. «благородный» + «состояние, положение») – имени героини одноименной песни Бетховена на стихи Ф. Матиссона. Название было чрезвычайно модным в середине XIX века. В оригинале текста Матиссона речь идёт о пурпурном цвете (purpur), с которым связывается грустное, меланхолическое настроение.

Цвет дозволенного в Японии.

В 40-50-х годах XIX века встречалось в России в литературных произведениях.

У Тургенева, «Контора»:

«Одет он был в старенький, изорванный сюртук цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлонида».

У Достоевского:

— Так этот галстух аделаидина цвета?

— Аделаидина-с.

— А аграфенина цвета нет?

АДРИАНОПОЛЬСКИЙ – ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены. В 1847 году открылась Троицко-Александровская мануфактура тех же владельцев в селе Карабанове близ города Александрова для производства ситцев, окрашенных в «адрианопольский» красный цвет.

У Даля – по названию турецкого г. Адрианополь, где процветало искусство производства красок.

АДРИАТИКА – светло-голубой.

АДСКОГО ПЛАМЕНИ, АДСКОГО ОГНЯ – калька с франц. flame d´enfer, лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или чёрный с красными разводами.

АКАЖУ – цвет «красного дерева», от франц. Аcajou, язык тупи-гуарани – «acaju» тропическое дерево семейства сумаховых, т.н. «красное дерево».

АЛЕБАСТРОВЫЙ, АЛАВАСТРОВЫЙ – бледно-жёлтый с матовым оттенком, матово-белый, от греч. Alabastron – название города в Египте.

АЛИЗАРИНОВЫЙ – цвет красных ализариновых чернил.

АЛЬМАНДИНОВЫЙ – цвет красного вина: тёмно-вишнёвый. От «альмандин» – драгоценный камень из группы гранатов и верхнее нем. Almandin – по названию горы Алабанда в Малой Азии.

АМАРАНТОВЫЙ – цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» – краса, красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец – красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый. Анг. Amaranth – a color inclining to purple.

В романе Габриэля Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества» одну из героинь зовут Амаранта. Маркес собрал в романе множество притч и имя героини также не случайно: в мифическом контексте оно означает «красивая».

АМЕТИСТОВАЯ НОЧЬ, АМЕТИСТОВЫЙ тёмный фиолетово-синий, насыщенный искрасна-синий, фиолетово-красный с синевой, вишнёво-лиловый. От «аметист» – полудрагоценный камень, прозрачная разновидность кварца, нем. Amethyst, фр. Amethyste, греч. «не + опьяняю». Название связано с древним поверьем, согласно которому этот камень притягивает винные пары и таким образом предохраняет его обладателя от сильного опьянения.

АМИАНТОВЫЙ – цвет амианта (разновидности асбеста): белёсый, грязновато-белый. Чаще всего – о цвете неба.

АНТРАЦИТОВЫЙ – насыщенно-чёрный, с сильным блеском. От «антрацит», лучший сорт каменного угля.

АРЛЕКИН, АРЛЕКИНОВЫЙ – а) пёстрая ткань из разноцветных треугольников; б) устаревшее название благородного опала, играющего всеми цветами.

Арлекин – имя персонажа итальянского театра commedia dell´arte, остроумного слуги-шута, характерной принадлежностью которого является костюм, сшитый из кусочков материи всевозможных цветов (ит. Arleccino) – пёстрый, разноцветный. В начале XIX века арлекином называли также модную ткань из разноцветных треугольников, а также играющий всеми цветами драгоценный камень – благородный опал. В современности часто употребляется при характеристике окраса животных. Арлекиновый окрас, при котором цветные пятна разбросаны отдельными участками по голове, холке, спине.

АСПИДНЫЙ – почти чёрный, цвет сланца-аспида, употреблявшегося в прошлом для изготовления учебных досок.

АФАЛИНА – серебристый зелёно-голубой, от «афалина», млекопитающее семейства дельфинов отряда китов.

 

 

Б

БАГОР – густо-красный с синеватым оттенком, тёмно-красный с синеватым или лиловым оттенком. Варианты названия: багр, багрец, багрецовый, багровый, багрянец, багрянистый, багряный.

БАГРЕЦОВЫЙ – цвет багреца: яркий багровый.

БАГРЯНИСТЫЙ – устаревшая форма слова «багряный».

БАЗАРНОГО ОГНЯ – определение оттенка почти невозможно, ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX века – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 года, когда в огне и дыму погибло много людей.

БАКАН, БАКАНОВЫЙ, БАКАННЫЙ – багряная, ярко-красная краска из кошенили; добываемая из червца; поддельная, из марены и др. используемая в живописи, тюрк. и араб. Bakkam.

У А.Чехова, «Ненужная победа»: «Он стоял у себя на дворе, под старой развесистой шелковицей и палкой сбивал чёрные, переспелые ягоды. Губы его и подбородок были выкрашены в лиловый, синий и бакановый цвета».

БАРКАНСКИЙ – один из оттенков красной гаммы, итал. Barracano, араб.-перс. Barrakan (от «баркан» – плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шёлкового штофа). Упоминается как цветообозначение в 30-е-40-е гг. XIX века.

БЕДРА ИСПУГАННОЙ НИМФЫ – оттенок розового.

Само название модного в ХVIII веке цвета «бедро испуганной нимфы» или «нимфы во время зари» пришло в Россию из Франции. Подобных названий в те времена было много из-за своеобразного отношения к античности и любви к античным мотивам. Этим цветом был окрашен Останкинский дворец Шереметьева. Исходный цвет дворца был указан именно как цвет «нимфы во время зари». Он был установлен во время реставрации и представлял собой золотисто-розовый, достигавшийся смешением кирпича с белой известкой.

В начале ХIХ века появился новый сорт роз с таким названием. Существует ещё цвет «бедра нимфы», бледно-розовый, который означает, что нимфа спокойна. По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но, так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский – «ляжкой испуганной Машки».

Один из ответов на этот вопрос, какого цвета бедро испуганной нимфы, был дан в 1802 году с появлением новой розы-альба, получившей соответствующее название. Роза «Бедро испуганной нимфы» почти легенда и сегодня нет точной информации ни относительно её создателя, ни о том, из каких именно сортов она была выведена. Предположительно, сорт «Бедро испуганной нимфы» появился в цветниках Жан-Пьера Вибера, легендарного создателя новых сортов цветов и винограда. Существует также более светлая, почти белая разновидность «Бедро нимфы». Испугом нимфы объясняется присутствие в цвете оттенка розового. Якобы, пугаясь, нимфа розовеет. Это пышное, несколько помпезное название было старомодным уже во времена Вибера.

Л.Толстой, «Война и Мир»: «Он был в тёмно-зелёном фраке, в панталонах цвета cuisse de nymphe effrayee, как он сам говорил» (цвет бедра испуганной нимфы). Автор вложил эти слова в уста le charmant Hippolyte – модника Ипполита Куракина. В оригинале – цвет сuisse de nymphe émue – «бедра взволнованной нимфы».

У И.Ильфа и Е.Петров встречаем: «Одеяло было атласное, розовое, цвета бедра испуганной нимфы».

Ростан высмеивал в «Сирано» маркизов-модников, цвета одежды которых имели замысловатые названия: «поцелуй меня Лизетта», «хвостик голубка» (в оригинале – «живот лани»).

«Эстафета» у Эдмона Ростана в «Сирано де Бержераке»:

— На ваших лентах столько глянца! Как называется их цвет?

— А вы не знаете?

— Я? Нет.

— Цвет «нездорового испанца».

Названия цветов Франции в ХVIII веке вообще были популярны в России: «голубиная шейка», «резвая пастушка», «весёлая вдова», «кардинал на соломе», «кака дофина» или «сюрприз дофина», «цвет потерянного времени», «цвет бедра испуганной нимфы», «селадон», «вье роз», «сомон», «вермильон», «перловый наряд».

БЕЛЫЙ НАВАХО – более тёмный оттенок персикового цвета. Видимо, именно такой белый цвет любили индейцы навахо ;)

БЕРИЛЛОВЫЙ – зеленовато-голубой, по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.

БЕРЛИНСКАЯ ЛАЗУРЬ, БЕРЛИНСКАЯ СИНЬ – интенсивно-синяя краска (по названию краски, получаемой при действии солей окиси железа на жёлтую крове-щелочную соль). Она же Прусская синь.

До изобретения Берлинской лазури в 1704 году мир не знал ярких синих цветов. Всё выглядело тускло, бледно – в общем, совсем «не лазорево». С изобретением этой краски эстеты позволили себе синие стены и мебель. Другие названия этого соединения: «железная лазурь», «прусский синий», «парижская лазурь», «прусская лазурь», «гамбургская синь», «турнбулева синь», «нейблау», «милори».

БИЗОН – тёмно-оранжевый.

БИЛЛИАРДНОГО СУКНА, БИЛЛИАРДНОЙ ПОКРЫШКИ – ядовито-зелёный.

БИСКВИТНЫЙ – нежный белый с серовато-зелёным оттенком (от бисквит – фарфор, не покрытый глазурью, но дважды обожженный, фр. biscuit bis «дважды» cuit «печёный»).

БИСКР – цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.

БИСМАРК – серовато-жёлтый или коричневый. От «Бисмарк» – фамилии рейхсканцлера Германской империи в 1871-1890 гг.

БИСМАРК-ФУРИОЗО – коричневый с красный отливом.

БИСНОЙ – седой, серебристый.

БИСТРОВЫЙ – цвет бистра, густой коричневый, бурый. От бистр – прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем; употреблялась европейскими художниками XV-XVIII веках для рисования пером и кистью, после уступила место сепии и туши. фр. Bistre, ниж.-герм. biester «темный».

БЛАКИТНЫЙ – синий.

БЛАНЖЕВЫЙ, или ПЛАНШЕВЫЙ (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет грязновато-белый.

БЛЕ-РАЙМОНДОВЫЙ – оттенок синего цвета (от фр. bleu «синий» + мужское имя Raymond).

БЛОКИТНЫЙ – сине-голубой (польск.). По-украински «блакитный» – голубой. У Даля – голубой, васильковый.

БЛОНДОВЫЙ – то же, что белобрысый, светловолосый, блондин. Фр. blonde «золотистая, рыжеватая, русая, белокурая» – светлый, с золотисто-желтоватым отливом. Чаще о цвете волос. Прилагательное «блондовый» в XVIII–XIX веках нередко употреблялось и в ином значении: «блондами» называли кружево из шёлка-сырца первоначально золотистого, а затем также и белого, либо чёрного цвета.

БЛОШНОЙ — цвет блохи, то же, что ПОЮСОВЫЙ.

БОЛКАТНЫЙ– чёрный, тёмный.

БОРДОССКОГО ВИНА – красно-фиолетовый. Бордо, бордовый – красно-фиолетовый, тёмно-красный с лиловым оттенком.

БОРОДА АБДЕЛЬ-КАДЕРА, или «БОРОДЫ АБДЕЛЬ-КЕРИМА» – материал цвета белого с чёрным оттенком и серым отливом, белый, отливающий в серый. От имени популярной в середине XIX века исторической личности: Абд-эль-Кадир – алжирский полководец, оратор и поэт (1807-1883), в 1832-1847 гг. возглавлял восстание арабов против французских колонизаторов.

БРАУНШВЕЙГСКАЯ ЗЕЛЕНЬ – сложный сине-зелёный оттенок, бирюзово-зелёный.

БРИСТОЛЬСКИЙ ГОЛУБОЙ – ярко-голубой.

БРОНЗОВОЙ БРОНИ – зелёный с фиолетовым оттенком.

БРОННЫЙ– беловатый, бело-серый (ср. бронь, брунь, брона, спелый колос, бронеть зреть, возможно, др.-инд. Bradhnas «рыжеватый, буланый».

БРОЩАНЫЙ – багряный, пурпурный.

БРУСНИЧНЫЙ – один из оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый. Однако долгое время это слово в русском языке означало зелёный (по цвету листа брусники). Цвет под этим названием входил в описание знамени Ивана Грозного.

БРУСЬЯНЫЙ, БРУСВЯНЫЙ – красный, багряный, цвета брусники.

БРЭНСОЛИТЁРОВЫЙ – оттенок коричневого, коричневый или смуглый; другое значение solitaire драгоценный камень, от франц. brun solitaire – «единственный в своем роде».

БУЛАНЫЙ – серо-бежевый; желтоватый, разных оттенков, особенно светлых; Так называли масть лошадей – при тёмном хвосте и гриве и с такой же полоской на хребте. От тюрк. bulan – «олень, лось».

БУРМАТНЫЙ – тёмно-серый, как бы подёрнутый пылью. Возможно, от польск. brunatny «коричневый, бурый», ср.-в.-н. brûnât «тёмная ткань», ср.-нем. braun «коричневый».

БУРНАСТЫЙ, БРУНАСТЫЙ – то же, что бурый, красновато-коричневый.

БУСЫЙ – тёмный голубо-серый или серо-голубой, иногда употребляется о неопределённой окраске. Возможно, от др.-тюрк. boz «серый, тёмный». У Даля (сиб). тёмно-голубо-серый, избура-серый, буро-дымчатый, буро-пепельный; о шерсти, тёмно-бурый с синевою, сизо-бурый. Татарский глет «зеленовато-бусый», соседствует с венецианской «бусой».

БЫЧЬЕЙ КРОВИ – чёрный с красноватым отливом.

 

 

В

ВАЙДОВЫЙ – тёмно-синий, синь. Вайда использовалась вместо индиго. В дальнейшем, в связи с развитием синтетического производства индиго, возделывание вайды почти прекратилось.

ВЕНГЕ – тёмный красновато-коричневый с чёрными прожилками. От «венге» – твердолиственная порода деревьев, произрастающих в тропических джунглях Западной Африки. Древесина венге отличается разнообразием цветовых оттенков: от золотистого до тёмно-коричневого с чёрными прожилками.

В первом десятилетии XXI века этот цвет в моде: ламинат или паркетная доска – цвета венге, шкафы – цвета венге, тумбочка – венге, стакан – венге, дверь, стул, стол, всевозможная мебель – сплошной венге!

ВЕСЁЛАЯ ВДОВА– оттенок розового. Название было популярным в XVIII веке.

ВЕРДЕПЕШЕВЫЙ – жёлтый или розовый оттенок зелёного, похож на зелёный персик, от фр. Vert de pеche «зелень персика». Более всего такие названия были популярны в первой половине XIX века.

ВЕРДЕПОМОВЫЙ – светло-зёленый, цвет незрелых яблок, от фр. Vert de pomme «зелень яблока».

ВЕРДИГРИ – зелёно-серый, от франц. Vert de gris.

ВЕРДРАГОНОВЫЙ – зелёный цвет драгунской униформы, от франц. vert dragon «зелёный драгунский»; возможно другое понимание: dragon «дракон» – оттенок тёмно-зелёного.

ВЕРМИЛЬОН, ВЕРМИЛЬОНОВЫЙ – ярко-красный, цвета алой киновари, ярко-алый с оранжевым оттенком, от франц. vermillion «ярко-красный, алый; румянец».

ВИАРДО – светло-зелёный, цвет морской волны, искаженное фр. vert d´eau «зелень воды». Есть вариант «водяная зелень».

ВИКТОРИАНСКИЙ КРАСНЫЙ – английская классика. Популярным этот цвет стал не при королеве Виктории, а намного раньше, при Елизавете, которая обожала тёмную помаду и румяна, контрастировавшие с бледным цветом её лица. С тех пор тёмно-красный оттенок – любимый у англичан, часто в сочетании с тёмно-зелёным. Его традиционно выбирают для гостиных. А если хочется и красного викторианского, и зелёного георгианского, то клеят красно-зелёные обои в полоску.

ВИННЫЙ – желтовато-красный.

ВЛЮБЛЁННОЙ ЖАБЫ – зеленовато-серый.

ВОДА ПЛЯЖА БОНДИ – прозрачно-голубой цвет воды самого популярного пляжа в Сиднее.

ВОРОНИЙ ГЛАЗ – чёрный, глубокий чёрный оттенок. Его рекомендовали для модных дорогих фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).

ВОРОНОВА КРЫЛА – чёрный с синеватым отливом.

ВОХРА, ВОХРЯНОЙ – то же, что охра.

ВОЩАНЫЙ, ВОСКОВОЙ – цвет воска, от жёлто-серого, медового до янтарно-жёлтого.

ВЫДРОВЫЙ – цвет меха выдры, грязновато-зелёный.

 

 

Г

ГАВАНА или ГАВАНА-БРАУН – серый, с оттенком коричневого, или наоборот; тёмно-коричневый, шоколадный и более светлый, каштановый или слегка лиловый, напоминает цвет гаванских сигар.

ГАГАТОВЫЙ – цвета гагата – вида каменного угля: блестяще-чёрный. Чёрный янтарь, с ярким смолистым блеском, цвет гагата – чёрный или коричнево-черный.

ГАИТИ – или розовый, или ярко-синий. Цвета флага Гаити, что символизирует союз чёрных и мулатов.

ГВОЗДИЧНЫЙ – серый.

ГЕЛИОТРОПОВЫЙ – цвета цветка гелиотропа – садовое душистое растение с тёмно-серо-лиловыми цветками.

Цвета гелиотропа (кровавый камень, кровавая яшма, кровавик) – минерал, разновидность халцедона; тёмно-зелёный халцедон с ярко- или тёмно-красными («кровавыми») пятнами и полосами или жёлтого цвета.

Искусственная органическая краска для окрашивания хлопчатобумажных тканей в красно-фиолетовый цвет.

ГЕМОРРОИДАЛЬНЫЙ – модное слово начала ХХ века: красный цвет лица нездорового человека, (см. параличный), в словаре Ушакова – серо-жёлтый, измождённый.

ГИАЦИНТОВЫЙ – цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

ГОЛОВА НЕГРА – с XVIII века выходцы из Африки уже достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

ГОЛУБЕЦ – ярко-синий.

ГОЛУБИНОЙ ШЕЙКИ – оттенок серого. В русском языке множество обозначений голубого цвета. Само русское слово «голубой», по мнению одних исследователей происходит от слова «голубь». По одной версии – по цвету отлива шейных перьев птицы; хотя, скорее всего, речь идёт о цвете головного оперения птицы (ср.: латинское Columbu – «голубь»). По мнению других исследователей – наоборот, «голубь» от «голубой». Также существует мнение, что слово «голубой» является родственным слову «глубокий», так как прозрачная вода при её глубине имеет синеватый оттенок, а прозрачный воздух атмосферы создаёт голубой цвет неба.

ГОРНАЯ СИНЬ, (вариант: АНГЛИЙСКАЯ ГОРНАЯ СИНЬ) – почти тоже, что голубец.

ГОРОХОВЫЙ – серый, зеленовато-серый или грязно-жёлтый, жёлто-серый, дико-желтоватый.

ГОРТЕНЗИИ – нежно-розовый.

ГОРЯЧИЙ – чаще всего в сочетании горячего цвета.

ГРИДЕПЕРЛИВЫЙ – от франц. gris de perle «cерый перламутр», жемчужный оттенок серого. В начале XIX века его называли и писали только по-французски.

ГУЛЯФНЫЙ – красный, цвета спелых ягод шиповника. Но встречалось и определение этого цвета, как «розового». Астраханская роза, розан; шиповник. Гуляфная вода, розановая, перегнанная из лепестков розы, шиповника.

ГУММИГУТ – ярко-жёлтая краска. Делалась на основе сока растения гута с острова Цейлон. Этот цвет любил, в частности, английский художник Рейнольдс. В других странах гуммигут принято называть «драконовой кровью» (нем. gummigutt от слова gummi и сокращения guttapercha – гуттаперча – кАмедь, добываемая из тропических деревьев и употребляемая для изготовления жёлтой краски).

ГУСИНОГО ПОМЁТА (МЕРДУА) – жёлто-зелёный с коричневым отливом.

 

 

Д

ДВУЛИЧНЕВЫЙ – с переливом, отливом, с игрой, разноцветный, как бы двух цветов с одной стороны.

ДЕТИ ЭДУАРДА – оттенок розового. Имеет ли это название отношение к детям Эдуарда IV, умерших в Тауэре, неизвестно. Но картина Делароша «Дети Эдуарда IV» (1830—1831, Париж, Лувр), принесла автору большую популярность, в моду даже вошла причёска «под детей Эдуарда».

ДЖАЛО САНТО – жёлтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

ДИКИЙ, ДИКЕНЬКИЙ – светло-серый, естественный цвет исходного материала, не подвергавшегося отбеливанию или окраске.

И.С. Тургенев, «Отцы и дети»: «Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета».

ДРАКОНЬЕЙ ЗЕЛЕНИ – очень тёмный зелёный.

Абрахам Меррит «Сквозь драконье стекло»: «Так я впервые увидел драконье стекло. Я уверен, что ничего подобного ему никогда не существовало. Сначала вы видите только зеленоватую мерцающую прозрачность, как в море, когда плывёшь в спокойный летний день под водой и смотришь вверх… По краям всплески алого и золотого, сияние изумруда, сверкание серебра и блеск слоновой кости. А в основании – топазовый диск, обрамлённый красным пламенем, искрящимся маленькими жёлтыми язычками».

ДРАКОНЬЕЙ КРОВИ – это был оригинальный цвет Михайловского Замка, цвет перчаток любимой фрейлины российского императора Павла I (см. ГУММИГУТ). Сейчас Михайловский замок выкрашен в цвета красной гаммы.

ДРОКОВЫЙ – ярко-жёлтый, цвет краски из красильного цветка дрока.

ДЫМНЫЙ, ДЫМЧАТЫЙ – устаревшая форма слова «дымчатый», с виду или цветом похожий на дым; серый, дикий, мышастый, голубой, тёмной воды.

 

 

Ж

ЖАНДАРМ – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ века благодаря цвету мундиров царской жандармерии: ярко-голубой с зеленоватым оттенком. Бытовало даже выражение «голубые штаны», которым обозначали служащих жандармского управления.

ЖАРКИЙ (он же ГОРЯЧИЙ) – оранжевый, насыщенно-оранжевый.

ЖЕЛЕЗНЫЙ – примерно то же, что нынешнее «стальной».

ЖЖЁНОГО КОФЕ – сложный оттенок коричневого.

ЖЖЁНОГО ХЛЕБА – сложный оттенок коричневого.

ЖИРАЗОЛ – молочный с радужным отливом, жиразол – старое название благородного опала.

ЖИРАФОВЫЙ – жёлто-коричневый.

ЖИРАФЬЕГО БРЮХА или БРЮХА ЖИРАФА – сочетание светло-коричневого и жёлтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха», цвет «влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании».

ЖОНКИЛЕВЫЙ – цвет цветка жонкиля: светло-жёлтый или золотисто-жёлтый, один из видов рода нарцисса.

 

 

З

ЗЕКРЫЙ – тёмный, светло-синий, сизый. Голубоглазый. Зекры (голубые) очи.

ЗЕВС ВО ГНЕВЕ – фиолетовый.

ЗОЛОТАЯ АИДА – жёлто-оранжевый.

 

 

И

ИЗАБЕЛЛОВЫЙ – грязноватый соломенно-розовый, от имени испанской королевы Изабеллы, которая в 1604 году дала обет три года не менять рубашки.

ИНДИГО – тёмно-синяя краска. Индиго – натуральный краситель, дающий синий цвет. Добывается из сока тропического растения семейства бобовых. Тотальное его использование относится к эпохе наполеоновских войн, когда Франции требовалось море синей краски для военных мундиров. И хотя во Франции на тот момент существовал другой синий краситель – вайда, но он надежд не оправдал. Сейчас синюю краску получают искусственно, но название осталось.

ИНКАРНАТНЫЙ – цвет сырой говядины, пунцовый, малиновый, от лат. Сarneus – мясной.

ИСПУГАННОЙ МЫШИ – нежно-серый цвет.

ИУДИНА ДЕРЕВА – ярко-розовый. У Иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые.

 

 

К

КАКАО-ШУА – цвет горячего шоколада, франц. сacao-сhoix – отборное какао. Цвет ликёра тёмно-коричневого цвета.

КАМЕЛОПАРДОВЫЙ – желтовато-коричневый.

КАРДИНАЛ НА СОЛОМЕ – сочетание жёлтого и красного. Так французская аристократия протестовала против заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи со знаменитым делом об «ожерелье королевы». Когда кардинал де Роган был арестован и заключен в Бастилию, то парижские модистки в насмешку над королевой придумали дамскую шляпу, прозванную «Калиостро» или «Ожерелье Королевы». Так как она делалась из соломы цветов герба кардинала, то её называли также шляпой «кардинала на соломе» и, чтобы разжалобить публику, распространяли слух, что Его Преосвященству приходится спать в тюрьме на соломе. Шляпа, кроме того, украшалась ожерельем, напоминавшим знаменитое ожерелье Бемэра и Бессанжа, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор.

КАРМАЗИННЫЙ, КАРМЕЗИННЫЙ – насыщенно-красный, ярко-алый, багряный; из ярко-алого сукна кармазина. От франц. Cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.

КАРМИННЫЙ, КАРМИНОВЫЙ – оттенок ярко-красного.

КАРМЕЛИТОВЫЙ, КАПУЦИНОВЫЙ – чистый оттенок коричневого. Ещё в XVIII столетии получили распространение чистые оттенки коричневого: «кармелитовый», «капуциновый» и т.д. В дальнейшем оттенки коричневого усложнялись, появились сложные цвета. Например, был оттенок «жжёного хлеба» или «жжёного кофе» и «лесных каштанов».

КАСТОРОВЫЙ – тёмно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

КАСТРЮЛЬНЫЙ – красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды, часто применительно к автомобилям.

КашУ или КАТЕХУ – рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный. Красно-коричневый, бурый, табачный. Получают из древесины акации катеху (Acacia catechu) семейства мимозовых, родом из Индии и Шри-Ланка (Цейлона). Вывариванием измельчённой древесины получают экстракт, упариваемый в твёрдую красно-коричневую массу. КашУ даёт с глиноземом – жёлтый цвет, с солями железа — оливковый, с медн. и хромов. – коричневый и чёрный. Иногда кашУ обозначает два абсолютно разных цвета: синий или ярко-красный.

КИНОВАРЬ – ярко-красный цвет. Сама краска известна с давних времён под римским названием «минимум».

Найти её можно было практически в любой точке земного шара, стоила она дёшево, но под воздействием света чернела раз и навсегда. Вернее так: если картина, написанная киноварью, стояла в помещении, то ночью почерневшая краска опять возвращала свой красный оттенок. А если выставлялась на солнцепек, то всё… Многое зависело от грунта, который использовался художником. Рубенс писал на клеевом грунте, поэтому у него сочные красные краски. Другим повезло меньше. Киноварь до сих пор производится в разных странах, особенно в Китае – стране, замеченной в особом пристрастии к красному цвету.

КИПЕННЫЙ, КИПЕННО-БЕЛЫЙ – белоснежный, цвет кипеня – белой пены, образующейся при кипении воды.

КИТАЙСКАЯ ТУШЬ – почти тоже, что и СЕПИЯ.

КОЖИ БУЙВОЛА – оттенок жёлто-песочного цвета. Правда, буйволы такого цвета, в основном, китайские. Остальные тёмно-коричневые и чёрные.

КОЛУМБИНОВЫЙ – сизый, от франц. colombin, «голубь».

КОРИЧНЫЙ – то же, что коричневый, от «корица».

КОРОЛЕВСКИЙ ГОЛУБОЙ – калька с англ. royal blue, ярко-голубой.

КОШЕНИЛЕВЫЙ – ярко-красный, слегка малиновый, от краски кошениль, добываемой из насекомых.

КРАПЛАЧНЫЙ, КРАПОВЫЙ – ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.

КРАСКА – красный цвет, краснота, краснина.

КРУТИК – в качестве синей краски русские живописцы долгое время пользовались крутиком, который получали на юге России из местного растения крутик. Крутик вместо индиго широко применялся в станковой живописи и книжно-миниатюрном письме.

КУМАЧОВЫЙ – цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.

КУПОРОСНЫЙ – пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.

КУБОВЫЙ – синий, насыщенно-синий, от названия растения «куб», оно же – индиго.

КУРОПАТКИНЫ ГЛАЗА – светло-красный.

 

 

Л

ЛАБРАДОРОВЫЙ – цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом, с радужным отливом, от мельчайших трещин в нём. Сам лабрадор бесцветен, белого или серого цвета, образует сложные двойники, часто с красивой иризацией света сине-зелёных и золотистых оттенков.

ЛАВАЛЬЕР – жёлтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.

ЛАЗУРЕВЫЙ – устаревшая форма слова «лазоревый». В русских говорах почти везде «лазоревый» – это ясно-синий, в голубизну. Но в одной из областей «лазоревый» означает «розовый».

или

ЛАНИ – от названия животного, желтовато-коричневый.

ЛЕСНЫХ КАШТАНОВ – тёмный коричневый с рыжеватым оттенком.

ЛИЛЕЙНЫЙ – нежно-белый, цвет белой лилии. Белизной и нежностью напоминающий лилею, т. е. лилию – «лилейное чело», «лилейная грудь».

ЛОНДОНСКОГО ДЫМА – тёмно-серый.

ЛОРД БАЙРОН или БАЙРОНОВ – тёмный коричневый с рыжеватым оттенком, близкий к тёмно-каштановому, по имени английского поэта лорда Джорджа Гордона Байрона.

ЛОСИННЫЙ – грязно-белый, цвета лосин.

ЛЯГУШКИ В ОБМОРОКЕ – светлый серо-зелёный.

 

 

М

МАГОВО-ГУЛЯФНЫЙ – красно-розовый.

МАДЖЕНТА – с итал. ярко-красный, фуксин; от англ. magenta пурпурный, красновато-фиолетовый. Ярко-красный, между красным и фиолетовым. Цвет от смешения красного и синего цвета, суженный диапазон из пурпурного сектора. Похож на цветок фуксии. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Magenta (сев.Италия) тогда же произошла ещё одна битва, возможно, это название возникло именно в связи с этим событием.

МАЙСКИЙ ЖУК – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

МАКОВ ЦВЕТ – цвет красного мака: румяный, пунцовый, чаще всего о лице.

МАРЕНГО – серый, с вкраплениями чёрного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим – ткани местного производства ручной работы были главным образом тёмно-серого цвета.

МАРЕНГО-КЛЕР – светло-серый.

МАРЕНОВЫЙ – см. КРАПЛАЧНЫЙ

МАРИН, МАРИНА – от франц. marine, морской, цвет светлой морской волны.

МАРКИЗЫ ПОМПАДУР – оттенок розового. Маркиза принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора и проявляла живейший интерес к делам фабрики. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в её честь – Rose Pompadour.

МАССАКА – тёмно-красный, с синим отливом. Стал хорошо известен в первой половине XIX века.

Встречается у Л.Толстого в «Войне и мире», (правда, там он «масака»): «На графине должно было быть масака бархатное платье».

МЕДВЕЖИЙ (он же МЕДВЕЖЬЕГО УШКА) – рыжеватый, но довольно тёмный оттенок коричневого, тёмно-каштановый оттенок коричневого.

МЕДЯНКА – яркая зелёная краска.

МИЛОРИ – тёмно-голубой, синий, берлинской лазури.

МОВ – светло-сиреневый, розовато-лиловый; от франц. Mauvéine «мовеин», анилиновый пурпур. Первый синтетический краситель, полученный в 1856 году.

МОРДОРЕ, МАРДОРЕ – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского «more dore», буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в первой половине XIX века.

МОСКОВСКОГО ПОЖАРА – похож на цвет давленой брусники.

МУРАМНЫЙ, МУАРОВЫЙ – имеющий поверхность с волнистым отливом, вообще – травянисто-зелёный.

МУРОВЫЙ (МУРОВЛЕНЫЙ) – от «мурава»: то же, что «травяной».

МУРАМНО-ЗЕЛЁНЫЙ – травянисто-зелёный, обычно о цвете ткани.

МУХОЯРОВЫЙ – то же, что МУАРОВЫЙ.

 

 

Н

НАГОЙ – телесный.

НАКАРАТОВЫЙ, НАКАРАТНЫЙ – от франц. nacarat. Оттенок красного, «жаркий», алый.

НАВАРИНСКОГО ПЛАМЕНИ С ДЫМОМ (или ДЫМА С ПЛАМЕНЕМ) – тёмный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827 году.

Упоминается Н.Гоголем в «Мёртвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов тёмных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому – он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.

НАНКОВЫЙ (НАНКА, НАНКИННОЙ) – цвет грубой хлопчатобумажной ткани, в своё время привозимой из Нанкина: грязно-жёлтый.

НЕФРИТОВЫЙ – насыщенный золотисто-жёлто-зелёный, как некоторые сорта чая.

 

 

О

ОБЛАКОТНЫЙ – цвета облака.

ОБРОЩЁНЫЙ – багряный.

ОРЛЕЦОВЫЙ – красно-вишнёво-розовый, цвета орлеца.

ОПАЛОВЫЙ – молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.

ОРЕЛЬДУРСОВЫЙ – тёмный коричневый с рыжеватым оттенком.

ОСИНОВЫЙ – зелёный с сероватым оттенком.

ОФИТОВЫЙ – цвета офита, зеленоватого мрамора.

 

 

П

ПАВЛИНИЙ – синевато-лиловый.

ПÁЛЕВЫЙ – розовато-бежевый оттенок жёлтого, от франц. paille – «солома». Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый, бело-желтоватый, изжелта-белый, жёлто-белесоватый. О лошадях: соловый и изабелловый. О собаках: полóвый. О голубях: глинистый. Карамзин воспевал «пáлевые сливки».

ПАРАЛИЧНЫЙ – модное слово начала ХХ века: красный цвет лица нездорового человека.

ПАРИЖСКАЯ ЛАЗУРЬ – хорошо очищенная Берлинская лазурь.

ПАРИЖСКАЯ СИНЬ – ярко-синий.

ПАРИЖСКИЙ ГОЛУБОЙ – cветло-голубой.

ПАРИЖСКОЙ ГРЯЗИ – грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи Себастиана Мерсье «Картины Парижа».

ПАРНАССКОЙ РОЗЫ – оттенок розового, с фиолетовым отливом.

ПАУКА, ЗАМЫШЛЯЮЩЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ – тёмный оттенок серого. По другим источникам – чёрный с краснотой.

ПЕЛЁСЫЙ – тёмный, бурый.

ПЕПЕЛ РОЗЫ – тонкий и сложный оттенок, пользовавшийся особой любовью в XIX веке в Скандинавии. При натуральном освещении он казался серым, а когда зажигали свечи, дом наполнялся тёплыми розовыми тенями.

ПЕРВАНШ – бледно-голубой с сиреневым оттенком.

ПЕРЛОВЫЙ – жемчужно-серый, белый, с сизым отливом, от франц. perle, перл, жемчуг.

ПОБЕГА ПАПАЙИ – бежево-розовый.

ПОМЕРАНЦЕВЫЙ – апельсиновый с розовым, цвет корки померанца (разновидность апельсина): ярко-оранжевый. У Даля померанец – дерево и плод, горький апельсин.

ПОРФИРНЫЙ, ПОРФИРОВЫЙ – цвет порфиры – пурпурной мантии, надеваемой монархом или кардиналом в торжественных случаях, пурпурный. От греч. porphýreos – пурпурный. Название происходит от своеобразной красной породы с белыми крупными вкрапленниками ортоклаза (античный пурпур), широко применявшейся для украшений и скульптур в Древнем Риме.

Пурпуровая краска в древние времена была в большом употреблении в Вавилоне. С древних времён сохранилось почтительное внимание к лицам, которые могут позволить себе приобретать дорогие продукты – в том числе ценные красители: пурпур, лазурит, позже – кармин. Поэтому, в частности, пурпур и порфир — древние символы власти, признаки царственности их обладателя. Пурпуровая краска добывалась из сока известного рода раковин или улиток, которых находили в Средиземном море, а иногда из сока насекомого, водящегося в одном из видов дубовых деревьев (кошениль).

ПОСЛЕДНИЙ ВЗДОХ ЖАКО – жёлто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

ПЛАВЫЙ – светло-жёлтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-жёлтый, соломенного цвета.

ПРАЗЕЛЁНЫЙ – цвет краски празелени: светлый синевато-зелёный, иссиня-зеленоватый.

ПРАЗЕМНЫЙ – цвета празема, светло-зелёного кварца.

ПРУССКАЯ СИНЬ – то же, что и БЕРЛИНСКАЯ СИНЬ.

ПРЮНЕЛЕВЫЙ – оттенок чёрного. Получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только чёрной.

ПУКЕТОВЫЙ – от испорченного «букет» – расписанный цветами.

У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский».

ПУНОВЫЙ – ярко, густо или тёмно-алый, червчатый.

ПЬЯНАЯ ВИШНЯ – коричневый с красноватым оттенком.

ПЮСОВЫЙ – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – «блоха». Новый словарь русского языка описывает его как просто тёмно-коричневый.

Были также оттенки «блошной», «блошиный», «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» «блошиной спинки», «влюблённой блохи», «мечтательной блохи» и цвет «блохи в родильной горячке». Кто видел блоху в родильной горячке, тот знает ;))

В 1775 году, однажды летом, Мария-Антуанетта появилась в платье из тёмной шёлковой тафты. «Это цвет блохи!», – воскликнул король. И слово, и моду, конечно, подхватили, и весь двор оделся в «цвет блохи». Париж и провинция, натурально, спешили ему подражать.

 

 

Р

РАНЖЕВЫЙ – то же, что оранжевый.

РДЯНЫЙ – красный, алый.

РЖАВЧИННЫЙ – ржавый, рыжий.

РЕЗВАЯ ПАСТУШКА – оттенок розового.

РВОТА ИМПЕРАТРИЦЫ – оттенок коричневого.

РЕДРЫЙ – бурый, рыжий, красноватый.

РОЗОВЫЙ ПЕПЕЛ – нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

РУДОЖЁЛТЫЙ – оранжевый, рыжий.

РУДЫЙ – жёлтый с красноватым оттенком.

 

 

С

САВОЯРСКИЙ – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

САЖНОЙ – цвета сажи: чёрный.

САНГИНОВЫЙ (САНГИНА) – тёмно-красный цвет. В.Пелевин, «Чапаев и Пустота»: «...в разные стороны стрелы осколков, оставляющих за собой длинный сангиновый след».

СЕЛАДОНОВЫЙ или СЕЛАДОН – от франц. Сeladon, фарфор с бледной серовато-зелёной глазурью: светлый серовато-зелёный.

Селадон – так звали волокиту из французского любовного романа XVII века, щеголявшего в костюме с лентами серовато-голубовато-зелёного цвета. Сейчас этот оттенок ассоциируется не с любовными похождениями, а с классическим китайским фарфором, покрытым глазурью «цинцы», который был известен с 1000 года. Селадоновая керамика повлияла не только на всё прикладное искусство Востока, но и на саму чайную традицию: в те времена цвет чая должен был сочетаться с цветом посуды, следовательно, успех имели «голубоватые» сорта. Отголоски этой традиции остались во многих языках. Многие азиаты на вопрос, какой чай они пьют, скажут «голубой» вместо «зелёный». У наших декораторов от работы с селадоном начинается тик и нервный паралич: чуть ошибся, и вот уже получился не селадон, а цвет стены советского сортира. Зато на правильном селадоновом фоне великолепно смотрятся гобелены, светлая мебель и фарфоровая посуда с розовым рисунком.

СЕПИЯ (он же КИТАЙСКАЯ ТУШЬ) – коричневый – краска, добываемая из чернил каракатицы. Сепия – прозрачный коричневый цвет, создавший в акварели целое направление. Сепии коллекционируют так же, как сангины (рисунки в красном цвете) и гризайли (в сером). Фотографии, обработанные под сепию, создают иллюзию старины.

СЁМГИ – оттенок розового.

СИЕНА ЖЖЁНАЯ – красивая красно-коричневая краска, которой пользуются все художники, пишущие маслом. До прокаливания она имеет жёлтый оттенок и называется «сиенская земля», поскольку в чистом виде добывается близ итальянского города Сиена. У художников есть целая палитра разных «земель»: зелёная, умбрская, кассельская, кёльнская. Под этими красивыми названиями скрываются, как правило, вполне рядовые коричневатые оттенки, напоминающие цвета земли тех мест, названия которых получили краски.

СИЗЫЙ – цвет голубя, после просто синий.

СИЛКОВЫЙ – голубой, васильковый.

СИНЕ-АЛЫЙ – тёмно-фиолетовый.

СИНИЙ КЛЕЙНА – лучезарный ультрамариновый цвет, запатентованный художником Ивом Клейном.

СИНЕТНЫЙ – церковное слово, означающее «сплошь синий».

СИНЯВЫЙ – с синим отливом.

СИРЕНЕВЫЙ ТУМАН – цвет бледной сиреневой сирени.

СКАРЛАТНЫЙ – ярко-красный, от англ. scarlet.

СМАЛЬТА – то же, что и ШМАЛЬТА.

СМАРАГДОВЫЙ – цвет смарагда, устаревшее название изумруда.

СМУРЫЙ – коричневый с оттенком серого, грязно-серый, тёмного, мешанного цвета, избура-чёрно-серый, тёмно-серый, тёмно-бурый. Так крестьяне называли тёмно-серый цвет. Получался он таким образом. При домашней выделке шерстяных тканей пряжу редко окрашивали. Материалы из неё получались различных грязно-серых оттенков цвета натуральной шерсти – иногда с коричневатым оттенком.

СОЛДАТСКИЙ – цвета серого сукна солдатской шинели царской армии.

СОЛОВЫЙ – серо-жёлтый. По этому цвету назван соловей.

СОЛЬФЕРИНО, СОЛЬФЕРИНОВЫЙ – ярко-малиновый, ярко-красный цвет красителя, добывавшегося в Сольферино (Италия). По легенде, назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне в 1859 году. Другая версия гласит, что сольферино – тёмно-фиолетовая краска с синим оттенком.

Фиолетовая гамма красок вошла в моду и интерьер только во второй половине XIX века, когда были изобретены анилиновые красители. Первым анилином стал цвет, близкий к фуксии, затем появились другие разновидности. Фиолетовые оттенки неплохо смотрятся в городской квартире: они спокойны, изысканны и свидетельствуют о том, что хозяйка – «ещё та штучка».

СОМУ (СОМО, СОМОН) – от франц. saumon – лосось, сёмга: светлый розово-жёлтый, телесный. Встречается в «Войне и мире».

Сомон – французское название лосося. Лососёвый цвет был популярен в конце XIX века и страшно популярен в 50-е годы XX века.

Впрочем, в то время с ним успешно соревновался ядрёный пинк (англ. pink – розовый),

введённый в моду Эльзой Скьяпарелли, вечной соперницей Шанель. XX век вообще оказался поклонником розового. Хотя в интерьере с сомоном работать очень трудно. Дэвид Хикс называл этот цвет в ряду пяти самых дисгармоничных оттенков.

СПАРЖЕВЫЙ — цвет спаржи: оливковый.

СТАРОЙ РОЗЫ – грязновато-розовый, пепельно-розовый тёмный, ненасыщенный цветом.

СТРИЗОВЫЙ – ярко-красный.

СУРГУЧНЫЙ – цвет почтового сургуча: коричневый.

СЮРПРИЗ ДОФИНА – он же – цвет детской неожиданности.

По легенде в Париже начали красить ткани в цвет обделанных пелёнок после того, как королева Франции Мария-Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного два часа назад сына, который перед ними «оскандалился».

 

 

Т

ТАНГО – оранжевый, с коричневым оттенком. Назван в честь танца. Впервые был использован в 1897 году в музыкальном спектакле «Креольское правосудие».

ТАУСИННЫЙ – цвет цветка чертополоха, синий, синевато-лиловый. Согласно Далю – тёмно-синий, согласно Новому словарю русского языка – тёмно-синий с вишнёвым отливом. Есть варианты ТАГАШИННЫЙ, ТАГАШОВЫЙ.

ТЕЛЬНЫЙ – то же, что телесный.

ТЕРРАКОТОВЫЙ – коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.

ТУАЛЬДЕНОР – франц. Toile de nord – буквально «полотно севера» – хлопчатобумажная ткань, в которой белые нити, переплетаясь с чёрными, создавая серый цвет; напоминает коленкор, но плотнее и прочнее его.

Ильф и Петров, «Двенадцать стульев»: «В первой же комнате, светлой и просторной, сидели в кружок десятка полтора старушек в платьях из наидешёвейшего туальденора мышиного цвета».

ТУРМАЛИНОВЫЙ – тёмно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

ТУРНБУЛЕВА СИНЬ – то же, что и Берлинская лазурь, но полученная другим способом. Название происходит от шотландской фирмы «Артур и Турнбуль».

 

 

У

УМБРА – коричневый цвет, известный со времён древних римлян. Добывали краску в итальянской провинции Умбрия.

Краска очень часто используется во всех видах живописи, в жжённом виде у нее красно-коричневый оттенок.

 

 

Ф

ФЕРНАМБУК – изжелта-красный; краска, добываемая из древесины фернамбука – красный сандал, красильное дерево Caesalpina, бразильское дерево, и жёлтая краска, из него выделанная. Фернамбуковая бумажка, окрашенная им, буреет от щелочей, и потому ею пытают жидкости на щёлочь.

ФИСТАШКОВЫЙ – грязновато-зелёный.

ФРАНЦУЗСКАЯ ЗЕЛЕНЬ – то же, что и ЯРЬ-МЕДЯНКА.

ФРАНЦУЗСКИЙ СЕРЫЙ – ведёт своё происхождение от картин в серых тонах (гризайлей) и панорамных обоев Жана Зубера начала XIX века, прорисованных серой краской. Французы питают к серому особую любовь: часто выбирают этот цвет для стен, строят дома из серого камня. Максимилиан Волошин в своё время совершенно справедливо назвал Париж «серой розой». Но чем отличается французский серый от просто серого, ни один из производителей красок сказать не может.

ФРЕЗ, ФРЕЗОВЫЙ – от франц. fraise «земляника», цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком.

ФУКСИИ – насыщенный розовый.

 

 

Х

ХАКИ – сложный серовато-коричневато-зеленоватый цвет. В него обычно красится форменная одежда. Название от англ. khaki, восходящего к инд. от перс. hak – земля, пыль.

или

ХВОСТ СИРЕНЫ – золотисто-зелёный.

ХРИЗОЛИТОВЫЙ – цвет драгоценного камня хризолита: желтовато-зелёный.

ХРИЗОПРАЗОВЫЙ – цвет полудрагоценного камня хризопраза: сочно-зелёный.

 

 

Ц

ЦИАН – также сине-зелёный, ядовито-синий, цвет морской волны.

ЦИНКОВЫЙ – цвета цинка, синевато-белый.

ЦИНИННЫЙ – зелёный.

ЦИННВАЛЬДИТОВЫЙ – один из оттенков пепельно-розового.

 

 

Ч

ЧЕРВЧАТЫЙ – смесь багряного с синим, ярко-малиновый, тёмно-красный.

ЧЕРМНОЙ – искрасна-рыжий.

ЧЕРВЛЁНЫЙ, ЧЕРВЧАТЫЙ – насыщенно-красный, рдяный, смесь багряного с синим, ярко-малиновый, багряный и багровый, цвета червца. Червец – насекомое Coccus, дающее червцовую краску.

ЧЕРВОННЫЙ – красный, алый.

ЧЕРМНЫЙ – то же, что ЧЕРВЛЁНЫЙ.

ЧЕРМНОЙ – рыжий, искрасна-рыжий или червлёный, багровый, тёмно-красный; мутного красного цвета.

ЧЕРНИЛЬНЫЙ – цвет фиолетовых чернил.

ЧЕСУЧОВЫЙ – цвета чесучи, желтовато-песочной шёлковой ткани.

 

 

Ш

ЩАМПАНЬ – прозрачно-жёлтый, цвета шампанского.

ШАМУБ – от франц. Chamoi, верблюд: светлый рыже-коричневый.

ШАНЖАН – цвет с переливающимися оттенками. Шанжан — пестротканая ткань с контрастной фактурой. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета, т. н. эффект «шанжан».

ШАРЛАХ, ШЕРЛАК, ШАРЛАХОВЫЙ – ярко-красный. От названия цвета насыщенно-красной краски шарлаха – яркий багрец, червлень.

ШАРТРЕЗ – жёлто-зелёный.

ШМАЛЬТОВЫЙ, ШМАЛЬТА – цвет краски, применяемой для окраски мозаичных стёкол: ярко-синий, голубой. Делали из толчёного синего стекла (смальты).

 

 

Э

ЭКРЮ – цвета слоновой кости или небелёного полотна, серовато-белый.

Элегантное семейство светло-бежевых и беловатых оттенков сплошь с французскими именами.

Шампань (цвет шампанского),

крем (сливочный цвет)

экрю (цвет небелёного льна) – именно этими оттенками пользуются профессионалы, если им нужно оформить помещения, где мало солнца, или ввести большое количество светлых поверхностей. Просто белила – не решение. У производителей красок давно разработаны тончайшие градации оттенков: белый для потолка, белый для стен, белый тёплый, белый холодный. Потолок кремового цвета – правильное решение, особенно если вы сделали яркие стены.

ЭЛЕКТРИК – цвета морской волны, голубой, яркий голубовато-синий, синий с серым отливом.

ЭЛЕКТРОН – ярко-голубой с прозеленью.

 

 

Ю

ЮБАГРЫЙ (УБАГРЫЙ) – багровый, светло-багряный; светло-синий.

ЮФТЕВЫЙ – желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространён в первой четверти XIX века.

 

 

Я

ЯЙЦА ДРОЗДА – цвет появился благодаря советскому поэту Андрею Вознесенскому: «...голубые, как яйца дрозда».

ЯРЬ-МЕДЯНКА – то же, что и МЕДЯНКА. Яркая зелёная краска, получаемая путём окисления меди. У художников носит более куртуазное название «французская зелень» (vert de gris). Если вы хотите узнать, на что она похожа, посмотрите на старые медные крыши. Нереальный зелёно-голубой цвет получается путём окисления меди, поэтому краска страшно ядовита и даже, согласно легенде, повинна в смерти Наполеона Бонапарта. Известно, что в его спальне были обои с рисунком, выполненным такой краской, содержащей большую долю мышьяка. Во Франции ярь-медянку получали из виноградных выжимок, на свету она сильно чернела, и многие полотна XVI-XVII веков почернели именно по этой причине. Сейчас такого цвета можно достичь без всякого мышьяка. Есть даже любители, которые специально выкрашивают новые крыши этой краской – чтобы они были похожи на старые медные!

ЯХОНТОВЫЙ – цвета яхонта (устаревшее название сапфира) красный, фиолетовый или тёмно-голубой.

наверх